Устройство парусной яхты

Корпус парусной яхты

Зайдя по трапику “на борт” вы стразу же попадаете в кокпит яхты. Кокпит нужен для размещения экипажа. Он бывает открытым, когда он не отгорожен от подпалубного пространства, и закрытым, изолированным от подпалубного пространства. Закрытый кокпит обычно делают самоотливным, располагая его пол выше ватерлинии и оборудуя сливными трубами. Через эти трубы вода, попавшая в кокпит с палубы, сливается за борт. На швертботах это происходит через клапан или просто отверстия в транце.

Что мы видим находясь в кокпите? Что яхта состоит из корпуса и вооружения. Это основные части яхты. Корпус предназначен для размещения экипажа и предметов снабжения яхты. А вооружение - это паруса и все устройства для их установки и управления ими.


На рис 1. Общее устройство яхты.

Передняя часть корпуса называется носом, а задняя — кормой. Части корпуса, нависающие над водой, называются свесы (соответственно “носовой” и “кормовой свес”). Боковые поверхности корпуса — называтся борта. Правый и левый борта определяются, если смотреть на нос, находясь на корме.
Нижняя поверхность корпуса называется днище, а переход от борта к днищу — скулой. Задний обрез корпуса носит название транец.

Сверху корпус закрывается палубой, настилом, прикрывающим какое-либо расположенное ниже помещение. Носовая часть палубы называется баком, кормовая — ютом. Матрос, который работает в носовой части яхты, называется баковый матрос или просто “баковый”.

Нижняя часть подпалубного пространства - трюм, закрывается настилом - слани (или пайолы).
Поперечными переборками (стенками) корпус яхты делится на отсеки. Жилые помещения на яхте называются каютами. Каюта, расположенная под баком, — кубриком, крайние носовой и кормовой отсеки корпуса — соответственно форпиком и ахтерпиком.
Надстройка над палубой называется рубкой. В стенках рубки (комингсах) вырезают окна — иллюминаторы.
Бытовые помещения на яхте, как и на большом корабле, имеют свои названия: кухня — камбуз, уборная — гальюн. Для управления яхтой служит руль, поворачиваемый румпелем. Часть руля, к которой крепится румпель (или другой рулевой привод), называется головкой руля.


На рис 2. Внутренние помещения килевой яхты:
1 форпик, 2 носовой релинг, 3 переборка, 4 диван в салоне, 5 комингс рубки, 6 камбуз, 7 пайолы, 8 Дверь в кормовую каюту, 9 газовая плита с духовкой, 10 кормовой рундук, 11 газовый баллон, 12 двигатель, 13 кормовая каюта, 14 продольная переборка, 15 навигационные карты, 16 штурманский стол, 17 картплоттер, 18 электрический щиток , 19 степс, 20 кингстон гальюна, 21 гальюн, 22 форлюк, 23 носовая каютя, 24 носовая перебока, 25 якорная цепь, 26 форштевень.

Основные части вооружения яхты — паруса, рангоут и такелаж. Паруса — основной движитель яхты. Они делятся на три комплекта: основные (или лавировочные), дополнительные и штормовые паруса. Основные паруса яхта несет в обычных плаваниях. Эти же паруса определяют обмерную площадь парусности яхты. Участие в гонках требует особых парусов, увеличивающих площадь парусности в некоторых ситуациях, такие паруса называют дополнительными. При плавании в штормовую погоду лавировочные паруса заменяют меньшими по размерам и более прочными штормовыми парусами.

Есть еще один важный элемент яхты - это киль. В обычной жизни мы можем его увидеть, когда яхта стоит на берегу на стапелях, ну или... при очень хорошем крене. Тем не менее - это очень нужная составляющая часть яхты. Расположен он на днище судна и является своего рода крылом. Киль – противодействует дрейфу (боковому сносу) и создает подъемную силу. Киль может быть тяжёлым тогда он выполняет еще одну функцию – противодействует опрокидыванию. Также у яхты может присутствовать не киль, а легкий шверт, но функции его похожи.

Рангоут и такелаж парусной яхты

Совокупность всех частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов, называется рангоутом. Части рангоута:
•мачта
•гик
•спинакер – гик,
• реи, краспицы и т.д.

Такелаж — снасти, изготовленные из тросов, — подразделяют на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для расчалки (раскрепления) и поддержания в рабочем положении рангоута, а бегучий — для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, для подъема и спуска сигналов. К нему стоячему такелажу относятся – ванты, фор штаг, ахтер штаг, беби штаг и некоторые другие. А к бегучему - фалы, шкоты и брасы.

В следующий раз мы подробнее расскажем о рангоуте и такелаже.

Подробнее о парусно-моторных катамаранах Lagoon в компании Яхт Вояж...

×

вход в линый кабинет


логин (мэйл)
пароль

Новый пользователь

×

Восстановление

Введите мэйл, указанный при регистрации
×

Регистрация


логин (мэйл)

пароль

ваше имя

проверочный код

Вы уже зарегистрированы?