Часть 2 - Ветер, галсы, курсы
Сегодня, как и обещали расскажем о курсах яхт относительно ветра, галсах, связанности яхт - это достаточно важные вещи для понимания как и куда идти во время гонки, что вам командует капитан и почему. Без таких основных определений регата останется для вас не более, чем просто покатушки.Для начала давайте рассмотри такой термин, как галс, а также поговорим о возможных вариантах расположения яхт относительно друг друга.
Галс – это курс судна относительно направления ветра. Если ветер дует с левой стороны (в левый борт), то говорят, что судно идет левым галсом, если же с правой (в правый борт) — то правым галсом.
Возможные варианты расположения яхт относительно друг друга
Чисто позади и чисто впереди.
Яхта находится чисто позади другой яхты, когда ее корпус и оборудование находятся позади траверза к самой задней точке корпуса или оборудования другой яхты. Другая яхта в этом случае находится чисто впереди. Яхты связаны, если ни одна из них не находится чисто позади другой яхты или если яхта, находящаяся между ними, связана с ними обеими. Эти термины не применяются к яхтам, находящимся на разных галсах. Схема представлена на картинке:
Кроме того, стоит обратить внимание на такие термины, как подветренная и наветренная сторона судна.
Наветренная сторона – это сторона, на которую дует ветер.
Подветренная сторона - это сторона яхты, которая противоположна той, на которую дует ветер, или которая была противоположной до того, как яхта оказалась в положении левентик (положение судна, когда ветер дует строго спереди по курсу).
Кстати, прежде чем поднять парус, обязательно поставьте яхту в левентик - т.е. носом против ветра, ослабьте немного шкоты и поднимайте грот (самый большой парус на мачте.
Теперь о курсах яхты относительно ветра - см картинку.
Видно, что если ветер дует вам строго в корму (зад яхты) то это фордевинд, при попутном ветре немного справа или слева - бактштаг, причем более "попутный" ветер называется полным бакштагом.
Бакштаг и фордевинд - это самые удобные курсы, нужно просто поставить парус (на картинке видно как должен стоять парус по отношению к ветру). Ветер строго в борт - галфвинд (в вольном переводе - половина ветра).
Чтобы идти на этом курсе парус нужно ставить так, чтобы он делил угол между направлением яхты и направлением ветра примерно пополам.
Встречный ветер - в нос яхты - левентик, естественно это просто положение яхты, идти таким курсом нельзя, для этого есть Бейдевинд.
Вообще, чтобы идти против ветра нужно использовать Лавировку - вставать под 45 градусов против ветра (бейдевинд) например левым галсом, идти некоторое время, потом поворачивать под прямым углом и снова идти в бейдевинд только другим, правым галсом (специально так говорю, чтобы вы могли уже немного ориентироваться) - получится этакий зиг-заг по отношению к направлению ветра.
Дрейф, ложиться в дрейф, дрейфовать - положение яхты, когда она перемещается по ветру или течению без всякой помощи - парусов, двигателей и тд. Для этого надо встать на острый курс и поставить парус так, чтобы яхта практически оставалась на месте.
Кстати, определить направление ветра можно - по флагам, по дыму, ну и на мачте обычно есть флюгер - он тоже служит для указания направления ветра. По-хорошему, вы должны определять направление ветра "закрытыми глазами любой частью тела" )))
Надеемся, мы вас заинтересовали, и данная статья помогла вам разобраться в основных курсах, а так же как ставить паруса, чтобы идти тем или иным курсом.
По традиции, мы приглашаем попробовать все на практике - принять участие в наших регатах: в Черногории, она пройдет 10 - 17 октября 2015 года, и в Италии, которая пройдет с 31 октября – 7 ноября. Особенно рекомендуем регату в Италии. Она пройдет в проливе Бонифаччо - это между Сардинией и Корсикой, а там как известно всегда хороший ветер и мы сможем по-настоящему отжечь.
Будем рады видеть вас на борту наших катамаранов!
Часть 1 - Старт
Часть 3 - Элементы парусного вооружения яхты