Занятие 4 - Ветер и курс яхты
Соединение парусного вооружения с мотором очень помогает и делает судно более удобным, увеличивает "туристические" возможности судна.
Бывали случаи, и причем очень удачные, когда даже самый примитивный парус из подручных средств сооруженный на лодке, решал задачу успешного самостоятельного окончания плавания. Поэтому, а так же из-за нашего "некоторого отношения" к парусным судам мы решили рассказать как действует парус и как передвигаться, если механический двигатель судна окажется неисправным, окажется без топлива, или произойдет повреждение, потеря гребного винта.
Сила ветра и её влияние на скорость и направление движения яхты - это главный фактор.
Поэтому самое первое, что должен знать начинающий яхтсмен - это как установить направление и силу ветра, у нас на катамаранах для этого есть специальные приборы. Затем следует оценить влияние ветра на курс яхты.
Перечислим некоторые названия курсов по отношению к ветру:
- левентик,
- бейдевинд,
- галфвинд,
- фордевинд,
- бакштаг.
На рисунке видны все курсы и показано как должен располагаться парус, чтобы идти нужным курсом.
Рис.1. Курсы яхты по отношению к ветру.
Умея определять направление ветра, можно начинать плавание на яхте различными курсами, развивать навыки в постановке парусов и настройке яхты, учиться приводить яхту к ветру и уваливать под ветер.
Важно помнить, что парусная яхта как и парусный катамаран никогда не ходит прямо против ветра. Практически большинство яхт не могут удерживать курс под углом меньше 45° к ветру, поэтому для достижения цели, лежащей в пределах этого сектора, надо сделать серию зигзагообразных маневров по отношению к ветру (известных как хождение галсами, или лавировка).